Статьи

Для чего нужны мачтовые подъемники

Для чего нужны мачтовые подъемники

Уст­рой­ства-про­тоти­пы мач­то­вых подъ­ем­ни­ков из­вест­ны уже боль­ше ты­сячи лет. В сред­не­веко­вой Ев­ро­пе прос­тые и ма­ло­эф­фектив­ные по сов­ре­мен­ным мер­кам подъ­ем­ни­ки ис­поль­зо­вали в руд­ни­ках, но по про­шест­вии веков мач­то­вые подъ­ем­ни­ки по-преж­не­му за­нима­ют свою нишу в стро­итель­ных ра­ботах.


Если уп­ростить, их ис­поль­зу­ют в ус­ло­ви­ях, когда уже не го­дят­ся обыч­ные лест­ни­цы, но еще нет смыс­ла ис­поль­зо­вать ба­шен­ные краны. По­гово­рим о пре­иму­щест­вах этих уст­рой­ств.


Мо­биль­ность мач­то­вых подъ­ем­ни­ков


Клас­си­чес­кий при­мер ис­поль­зо­вания мач­то­вого подъ­ем­ни­ка — про­веде­ние стро­итель­ных работ на фа­саде зда­ния на вы­соте около 10 мет­ров. Воз­во­дить стро­итель­ные леса в таких ус­ло­ви­ях до­рого, прис­тавные лест­ни­цы не до­тянут­ся (да и не­понят­но, как дос­тавлять по ним грузы). Под­ни­мать­ся на такую вы­соту по обыч­ным лест­ни­цам — до­рого и уто­митель­но для ра­бочих. Выход — ус­та­нов­ка мач­то­вого подъ­ем­ни­ка.


Вы­сота подъ­ем­ни­ка ре­гули­ру­ет­ся ус­та­нов­кой сек­ций мачты. При­чем при­со­еди­нять новые сек­ции можно и свер­ху, и снизу, что зна­читель­но умень­ша­ет и время сбор­ки и риск по­луче­ния трав­мы.


Мачт у подъ­ем­ни­ка может быть от одной до трех. При этом трех­мачто­вый подъ­ем­ник — на­ибо­лее про­из­во­дитель­ный, а од­но­мач­то­вый («ПМГ» г/п-1000 кг), хоть и ус­ту­па­ет в мощ­ности, берет ком­пакт­ностью и быст­ро­той сбор­ки.


Зна­читель­но об­легча­ет ус­та­нов­ку то, что подъ­ем­ник можно как прик­ре­пить к стене, так и пос­та­вить от­дель­но. Прав­да, во вто­ром слу­чае сни­жа­ет­ся мак­си­маль­ная вы­сота подъ­ема груза: мак­си­мум для от­дель­но сто­яще­го подъ­ем­ни­ка — 12 мет­ров, в то время как боль­шинс­тво подъ­ем­ни­ков (нап­ри­мер, ПГМ-1-Б), бу­дучи прик­реплен­ны­ми к стене, могут под­ни­мать грузы на 50 мет­ров и выше.


Мач­то­вый подъ­ем­ник от­но­ситель­но нем­но­го весит (пос­коль­ку сама мачта сде­лана из алю­миния), что об­легча­ет его транс­пор­ти­ров­ку как до строй­пло­щад­ки, так и по ней. В соб­ранном виде подъ­ем­ник впол­не можно под­ни­мать­ся в гру­зовом лифте.


Мощ­ность мач­то­вого подъ­ем­ни­ка


Ес­тест­вен­но, в плане гру­зоподъ­ем­ности мач­то­вые подъ­ем­ни­ки про­иг­ры­ва­ют кра­нам. Од­на­ко со своей за­дачей — дос­тавлять на вы­соту людей и ма­тери­алы — они прек­расно справ­ля­ют­ся. Нап­ри­мер, подъ­ем­ник «ПГМ» спо­собен под­ни­мать до одной тонны на вы­соту до 100 мет­ров со ско­ростью 30 сан­ти­мет­ров в се­кун­ду.


Бе­зопас­ность мач­то­вого подъ­ем­ни­ка


Как и вся сов­ре­мен­ная стро­итель­ная тех­ни­ка, мач­то­вый подъ­ем­ник снаб­жен ме­ханиз­ма­ми, сво­дящи­ми к ми­ниму­му риск по­луче­ния ра­бочи­ми травм. Гру­зопас­са­жирс­кие подъ­ем­ни­ки обо­рудо­ваны ка­биной для людей, в ко­торой на­ходят­ся ор­га­ны уп­равле­ния подъ­ем­ни­ком (дуб­ли­ру­ющие те, что стоят снизу). Если подъ­ем­ник вы­сокий, то кноп­ки вы­зова или ос­та­нов­ки ме­ханиз­ма могут рас­по­лагать­ся и на эта­жах.


Кроме того, бе­зопас­ность подъ­ем­ни­ка обес­пе­чива­ют ог­ра­ничи­тели гру­зоподъ­ем­ности, ло­вите­ли (бло­киру­ют плат­форму, если трос обор­вется). В не­кото­рых мо­делях пре­дус­мотре­ны шар­нирные опоры, пре­дотв­ра­ща­ющее нак­лон или оп­ро­киды­вание люль­ки.


Сто­имость мач­то­вого подъ­ем­ни­ка


При всей своей про­из­во­дитель­нос­ти мач­то­вый подъ­ем­ник го­раз­до де­шев­ле кра­нов и лесов. К тому же нель­зя за­бывать об арен­де мач­то­вого подъ­ем­ни­ка, ко­торая обой­дет­ся в 3–5 раз де­шев­ле, чем крана.