Мачтовые подъемники — особый тип
подъемных механизмов. Их используют для подъема на высоту (обычно — до 75 метров) груза или людей. По принципу действия они относятся к классу машин цикличного действия.
Это устройство известно довольно давно. Сохранились свидетельства того, что подъемное оборудование использовалось в Европе ещё в Х веке — при работе в рудниках. Но тогда, конечно, использовалась ручная тяга, а современные мачтовые подъемники — электрические. А в остальном устройство за века изменилось мало.
Мачта подъемника
Конструкция основывается на металлической мачте с треугольным или прямоугольным сечением. Это главный элемент. Она может крепиться к стене здания с помощью специальных кронштейнов и телескопических тяг, а может быть самонесущей — незакрепленной. Свободностоящий подъемник может быть переставным или передвижным. При этом его высота невелика — редко превышает 12 метров, в то время как стационарный подъемник может возвышаться и на 100 метров (хотя максимальная высота большинства не превышает
50-75 метров).
Высоту мачты регулируют наращиванием секций, причем конструкции современных мачтовых подъемников позволяют наращивать как сверху, так и снизу.
По количеству мачт подъемники могут быть одно-, двух- и трехмачтовыми (последние два используются для перемещения грузов тяжелее тонны). Одномачтовые (например, «ПМГ» г/п-1000 кг) проигрывают в силе, но выигрывают в компактности: длин секций мачты у них обычно не превышает двух метров, и такой механизм можно смонтировать даже на самой небольшой площадке. А трехмачтовый подъемник имеет две погрузочных платформы, что позволяет работать практически непрерывно. По производительности он заменяет два двухмачтовых.
Кроме того существует отдельный вид подъемников – для горизонтального перемещения материалов внутрь проемов зданий или на кровлю (
ПМГ-1-Б).
Грузонесущие органы подъемного оборудования
Второй элемент — площадка, на которой перевозятся грузы.
Мачтовый подъемник может быть грузовым или грузопассажирским. Последние оборудованы кабинами. А на грузовых используются два типа грузонесущих органов: грузовые платформы и скипы. Платформы могут быть выкатными или монорельсовыми с каретками. Скипы используются в подъемниках реже. Это саморазгружающийся короб для сыпучих материалов. Обычно их используют в горно-рудной промышленности или на производстве (например, для загрузки сырья в доменные печи).
Подъемный механизм
Наконец, третий элемент подъемника —
подъемный механизм. Он основан на канатных полиспастных системах. Проще говоря — сложной связке блоков и цепей (тросов или канатов), взаимодействие которым обеспечивает выигрыш в силе или скорости перемещения груза. На маятниковых подъемниках используются силовые полиспастные системы.
Принцип их действия таков. К подвижной обойме подвешивается груз. Канат или трос последовательно огибает несколько блоков. К той ветви канатов, которая сбегает с последнего из этих блоков, и прикладывается усилие (тяговое).
Безопасность мачтового подъемника
Как и любое устройство, работа которого связана с серьезным риском,
мачтовые подъемники уже на стадии производства оснащаются механизмами, обеспечивающими безопасность. Чаще всего это:
- ограничители грузоподъёмности и выкатки платформы;
- защитные ограждения платформы;
- автоматический тормоз;
- ловитель на случай обрыва троса.